Чтобы понять подход Аюрведы к травам, необходимо понять основополагающие системы Аюрведы, которая представляет собой всеобъемлющую науку исцеления, включая физические, психологические и духовные аспекты жизни. Древние пророки Индии считали, что существуют два фундаментальных принципа, определяющих бытие: пуруша, первичный дух, принцип чувствительности сознания; и пракрути, великая природа, принцип творчества. Единение этих двух принципов, духа и материи, создает все. Эти два начала представляют собой первичные Два в Одном: Сознание и его творческая, исполнительная сила, шивашакти — пуруша, а также сила проявления, способность к творческому развертыванию, пракрути. Из этих двух великих сил, когда они первично соединяются, возникает космическое сознание — махакт, который содержит семена всех проявлений. Имманентным свойством махакт являются все законы природы, космическое сознание существует также в человеке в виде его интеллекта. Это начало, как таковое, называется будди, средство к пробуждению, к полному развитию, по достижению которого соответствующее лицо становится просветившимся — Будда. Будди — это наша способность к восприятию, наша способность отличить реальное от нереального. Однако этот интеллект при его эволюции в материальные формы может привести к возникновению эго, ощущению обособленности своего Я, или ахамкара. Эго — принцип отчуждения, поскольку единственное, что отделяет нас от единства жизни, — это наше ощущение обособленности нашего Я. В свою очередь «я», «эго», обусловливает формирование, приводит к формированию обусловленного сознания, или обусловленного понимания, называемого «манас», который как ощущение самосознания, создает защитный круг (поле) мыслей, который нас связывает.
Наконец, это связывает нас с коллективным подсознанием, называемым хитта, являющимся «складом» мыслей, присущих любому ограниченному менталитету. Благодаря шитте, мы пребываем подверженными латенции, навязчивым состояниям и императивам, присущим более ранним стадиям эволюции, восходящим к животному миру и даже еще более ранним стадиям развития. Аюрведа стремится к такой жизни, которая бы гармонировала с космическим интеллектом (сознанием), благодаря чему наше сознание было бы более совершенным и сделало бы тем самым для нас возможным возвращение к единству природы, а через природу — возвращение к нашему истинному существу и духу, пуруша. Таковы духовные истоки Аюрведы, которые идентичны таковой йоги и составляют основу психологии Аюрведы. Необходимым условием для этого является пробуждение интеллекта, что, в свою очередь, означает выход из-под власти эго. Эго — это основа любого отклонения от природы. Здоровье является природным атрибутом, пракрути. Болезнь — это нечто искусственное — викрути. Отсюда большинство заболеваний, за исключением тех, которые естественны, как атрибут времени, проистекают из психологического дисбаланса, обусловленного избыточным самосознанием.
|