Трудно найти такое же многогранное понятие, как «цвет». В широком смысле Слова это свойство любых материальных объектов излучать и отражать световые волны определенной части спектра. В физике под этим словом понимают электромагнитное излучение, воспринимаемое зрением, то есть спектральные излучения (а это и есть цвета) характеризуются длиной волны, периодом вибраций, частотой. Тут пришло время вспомнить школьный курс этой науки — ультрафиолетовые лучи характеризуются меньшей длиной волны, а инфракрасные — большей.
Мы рассмотрим это понятие немного под другим углом — как цветовой тон, определяющий своеобразие и природу каждого оттенка. Как известно, все цвета можно разделить на две группы: теплые и холодные. Первой группе (желтый, красный, оранжевый) соответствуют процессы ассимиляции, активности, второй (голубой, синий, фиолетовый) — диссимиляции, пассивности. Особняком стоят белый и черный — они называются ахроматическими, то есть лишенными цветового тона, и различаются только по светосиле. Тем не менее они тоже оказывают определенное воздействие на наш организм — но об этом несколько позже.
Особое восприятие человеком некоторых цветов, ярко выраженное предпочтение одного другому находит свое отражение в психологии. Специалисты этой области могут определить характер человека, его склонности, склад ума, психики по тому, к какому цвету он неравнодушен, какой предпочитает и любит. Считается, что белому отдаст предпочтение флегматик, черному — меланхолик, красному — сангвиник, а желтому — холерик. Дети инстинктивно любят яркие и чистые краски— красный, синий, желтый, а любой новый цвет немедленно вызывает у малыша повышенный интерес.
С магической точки зрения символика цвета определяется аналогией между интенсивностью цвета, то есть местом, которое он занимает на шкале между черным и белым, и символикой уровня — это соотношение цвета с эмоциями от простых до сложных. К примеру, зеленый — это подавление, эгоизм, депрессия, инертность, то есть все что связано с гибелью, увяданием живого. Фиолетовый — ностальгия и память, желтый связывается с солнцем, великодушием, интуицией, интеллектом. Оранжевый цвет символизирует гордость и амбиции, красный — внутренние силы, страсть и чувственность, а пурпурный — духовность и величие. Вот, кстати, почему в одежде священников так часто используется пурпур.
Тонкий мир не исключение — в нем в яркие цвета окрашены энергии чакр и ауры тех, кто отличается хорошим духовным здоровьем и стремится к совершенству. Свойства человеческой души, качества характера и вообще суть каждого из нас определяют окраску энергетических центров— чакр, которые связаны с физическим и психическим здоровьем человека.
Цвет оказывает влияние не только на зрение, но и .на остальные органы чувств — обоняние, осязание, слух и даже вкус. Воздействует он и на весь организм в целом: когда мы любуемся ярко-алыми цветами, желтыми солнечными бликами, ослепительно синим небом и белыми облаками, всеми оттенками яркой зелени воскресного майского утра, мы не только получаем удовольствие. Как выяснили исследователи, цвет дает и иной лечебный эффект.
Цвет действует независимо от того, видим мы его или нет. Если человека с завязанными глазами поместить в комнату со стенами огненно-красного цвета, пульс участится, если стены будут синими — замедлится, а нашего подопытного одолеет сонливость. На этом свойстве цвета основано цветолечение, или хромотерапия.
Например, пациенты с кожными болезнями чувствуют значительное облегчение в палатах со стенами желтого цвета, сердечники — зеленого. Любопытно, что пациенты в синих палатах перестают страдать от головной боли, но главное — не перегнуть палку, иначе избыток синего приведет к чрезмерному расслаблению. Избыток красного не менее опасен: он не только снизит внимание и способность сосредоточиться, но и может привести к неврозу из-за постоянного состояния возбуждения.
В древнекитайской медицине каждый орган нашего тела имел свой цвет. К примеру, печень — сине-зеленая, сердце — красное, легкие, селезенка и поджелудочная железа — белые. В эти же цвета окрашены и субстанции, имеющие непосредственное отношение к этим органам: как известно, кровь ярко-красная, желчь— желто-зеленая, а моча может быть всех оттенков желтого цвета. Следовательно, если цвет субстанции изменился, то это свидетельствует о нарушении баланса жизненных сил, возникновении болезни. Если кровь стала темно-бордовой, то это говорит о застойных явлениях, а если светло-красной — то о малокровии. Если желчь стала оливковой, темно-коричневой или даже зеленой, значит, время идти к врачу.
Таким образом, дефицитом определенного цвета, необходимого для психической гармонии и жизнедеятельности органов нашего тела, неверным смешением цветов или нарушением гармонии обусловлено возникновение многих болезней. Нарушенное равновесие восстановить можно — стоит только добавить недостающий цвет или очистить его от посторонних примесей.
|