Голодание — это самый простой, доступный и естественный способ очищения организма. Под этим словом подразумевается нечто большее, чем просто непринятие пищи, это наука и искусство, влияющее на психику и эмоции человека. Это состояние организма, когда его траты не восполняются полностью и он вынужденно начинает существовать за счет собственных ресурсов. Если определить натуралистическую философию здоровья одним словом — то это будет слово «чистота». Чистота прежде всего внутренней среды, всестороннее (физическое, биохимическое, психическое) очищение организма. Короче говоря, всю формулу здоровья можно определить как чистые мысли, чистые желания, чистые слова, чистые поступки, чистая пища.
Широко распространено мнение о том, что голодание — это синоним истощения организма. Но те, кто на своем опыте оценили преимущества очистительного голодания, считают, Что это мнение глубоко неверно. На самом деле это часть нового образа жизни, очень важная для поддержания и восстановления здоровья. В здоровом организме всегда содержится достаточно внутренних запасов, чтобы выдержать несколько дней, недель и даже два-три месяца без еды. Запасы питательных материалов откладываются в виде жира, костного мозга, гликогена, мускульных соков, клеточных жидкостей, солей и витаминов.
Сознательный отказ от пищи — это процесс повышения физиологической регенерации, обновления всех клеток, их молекулярного и химического состава. Но важно не перегнуть палку: неправильно проведенное голодание может привести к нежелательным последствиям. Например, слишком длительное воздержание от пищи может привести к истощению организма, дефициту кальция, а следовательно, разрушению зубной эмали. Поэтому длительное голодание необходимо проводить под наблюдением специалиста.
Этот метод никак нельзя назвать новым, он давно известен: система постов и спасов позволяет человеку правильно встраиваться в энергетику Космоса, причем современные специалисты советуют проводить голодание в эти же сроки. Сознательное голодание с целью оздоровления было известно и в первобытном обществе, где врачевателями были старейшины племени. После возникновения религии исцеление больных переходит к представителям культов — шаманам, жрецам, священникам, а подготовка лекарей сосредотачивается в храмах. В этот период лечение голодом связано с теми или иными мистическими верованиями, пост тогда означал полное воздержание от пищи.
В Древнем Египте, государстве, которое было построено на традиции и точном соблюдении правил, голодание было введено в традицию: здоровье на неселения поддерживалось с помощью хищения желудка рвотным клистиром и систематическим голоданием — без пищи подданные фараона проводили З дня в месяц.
Сохранились свидетельства, что голодание в лечебных целях использовали Пифагор, Сократ, Платон. Пифагор регулярно соблюдал 40 дневные посты, в это время он только пил воду — он считал, что голодание дает всплеск для творчества и улучшает умственные способности. Разумеется, он и его ученики были убежденными вегетарианцами. Пифaгop дожил до преклонных лет, сохраняя себя в добром духовном и физическом здравии.
Великий Гиппократ, древнегреческий врач, основоположник научной медицины, прежде чем назначить больному лекарство, рекомендовал выводить из организма все то, что не нужно, и проделывать это до тех пор, пока не восстановятся асе функции. Он считал, что лучшего лекарства, чем голодание, для этого не найти. Вспомним, что Гиппократ придерживался знаменитой заповеди «Не навреди, то есть голодание ни в коем случае е могло навредить больному.
Способы лечения этого медика оказали большое влияние на европейскую медицину, многие его рекомендации сохранились до наших дней. «Идти на прибавление пищи, — считал он, — следуем гораздо реже, так часто полезно совершенно отнять ее, где больной это выдержит, пока сила болезни не дойдет до своей зрелости... Человек носит врача в себе, надо только уметь помочь шу в этой работе. Если тело не очищено, то чем больше будешь питать его, тем больше будешь ему вредить. Когда больного кормят слишком обильно, корил также и болезнь. Помни — всякий излишек противен природе».
Древние греки вообще считались самой здоровой нацией, а достигли этого благодаря воздержанию в еде. Чем же они питались? Мадса — род варева из пшеничной и ячменной муки, различный хлеб, мед, бобы, латук, салат, лук, лук-порей, другие овощи. Из фруктов — финики и фиги (инжир). Из всех животных белков они предпочитали рыбу.
Огромное влияние на развитие медицины в течение многих веков оказали труды крупнейшего ученого Средневековья Абу-Али-Ибн Сины, известного в Европе под именем Авиценна. Он всем, и богатым и бедным, особенно больным оспой, сифилисом, предписывал свое любимое лечение — голодание в течение 3-5 недель. Он также рекомендовал движение, гимнастику, ванны, массаж, а если выдержит пациент, то и баню. У бедняков это лечение вызывало восторг: ведь оно необычайно дешево. Во дворцах методы лечения Авиценны не нравились...
Голодание широко практиковалось и в России, в том числе в монастырях. В Средние века возникают так называемые пустыни, многие из которых затем превратились в монастыри. Вокруг них селились крестьяне, особенно к северу от Москвы, подальше от опасности со стороны татар. Современники Сергия Радонежского описывали, как он очень часто голодал сам, побуждая к посту монахов, но телом они были крепки и сильны духом.
В XVIII—XIX веках лечебное голодание наиболее широко практиковалось в Германии, Англии, Франции и Швейцарии. В России первые сообщения, указывающие на лечебный эффект голодания, появились в XVIII веке. И быстро приобрели широкую известность — доктор Вениаминов (1769) рекомендовал лечебное голодание при хронических заболеваниях желудочно-кишечного тракта. Его последователем стал профессор Л. А. Струве, активно пропагандировавший этот метод лечения. Профессор Московского университета И. Г. Спасский (183-4) успешно применил голодание при «перемежающихся лихорадках с повышенной температурой», а также при лечении некоторых хронических заболеваний.
Н. Л. Зеланд (1888) внес большой вклад в проблему голодания как исследова тель-экспериментатор.
Примерно в это же время идея лечебного голодания захватила и Соединенные Штаты. Впервые этот метод лечения применил Э. Дьюи (1877), он успешно лечил ожирение, многие желудочно-кишечные и другие хронические заболевания внутренних органов. Врач Тайнер в 1880 году назвал это лечение «эликсиром молодости». Он подверг себя 40дневному голоданию под контролем медицинской академии, чтобы дать представление о сущности голодания врачам, совершенно не искушенным в этой области. До голодания Тайнер отличался слабостью и болезненностью, после избавился от болезней. Прожил Тайнер еще 31 год.
В конце XIX и в начале XX века стали проводиться экспериментальные исследования, внесшие первый вклад в теоретическое обоснование механизмов действия лечебного голодания. Н. А. Зеланд, проводя опыты на петухах, подвергал их повторному голоданию. Им было установлено, что эти птицы были более стойкими в боях со своими контрольными соперниками и лучше переносили другие лишения, в частности, холод. Ученик знаменитого терапевта того времени профессора С. П. Боткина, В. В. Пашутин в 1902 году в Военно-медицинской академии провел много опытов на различных животных и в результате смог сформулировать физиологическую сущность механизмов голода. Он впервые обратил внимание на то, что в первый период физиологического голодания происходит быстрая потеря веса. Затем, буквально через несколько суток, она при равных физиологических условиях значительно замедляется.
Механизмы, сохраняющие энергию или снижающие потерю веса, тогда еще не были ясны. Однако было установлено, что расход организма в этот период удерживается на минимальном уровне, физиологические клетки при этом, тем более клетки нервной ткани, эндокринной системы, не страдают. Его выводы подтвердили немецкие ученые Шенк и Маейер, которые в 1938 году, в период лечебного голодания, обнаружили повышение уровня иммунитета организма — так называемая бактерицидность была выявлена в связи с нарастанием на фоне голода ацидоза. Особенно она проявляется после так называемого ацидотического криза и достигает максимума на третьей неделе голодания, более того, сохраняется и после его окончания. Еще ранее Ф. Бенедикт (1915) указывал на то, что ацидотический криз (пик) — определяющий фактор в восстановительной работе голода.
|