Посты или ограничения в повседневном пищевом рационе, частичное или полное голодание в определенное время года, сопровождающиеся духовно нравственными задачами, были издавна характерны для христианской церкви. В традициях русского народа в течение многих веков большую роль играл православный церковный календарь. В нем дней, когда разрешено есть все, что угодно, намного меньше, чем так называемых постных — это среда и пятница каждой недели, к которым прибавляются посты, то есть недели, когда постные дни идут друг за другом.
Практика соблюдения постов уходит в далекое прошлое, упоминания о них можно обнаружить в Священном Писании — в Ветхом и Новом Завете. По мере того как распространялось христианство, уточнялись мера и строгость многодневных и однодневных постов, особенно в среду и пятницу, что нашло отражение в церковном уставе, или Типиконе. Он появился в незапамятные, почти апостольские времена, когда духовная жизнь подвижников была особенно высока, но окончательно оформился лишь к XVI веку. В России он был напечатан в 1610 году под названием «Око церковное» и регулярно переиздается.
Как же постились древние христиане? Об этом можно получить представление по аскетической практике основателей монашества и святых отцов древности, которые до сих пор изумляют своими подвигами — это были «живые уставы поста и молитвы». Замечательные образцы постничества оставили преподобные Антоний Великий, Макарий Египетский, Ефрем Сирин и другие подвижники, которые отличались своей приверженностью к соблюдению постов.
После принятия в 988 году христианства правила и уставы восточного иночества распространились и на нашу страну, которую стали называть не просто Русью, а Православной Русью. Уже в первые десятилетия пост, как и другие церковные установления, стал неотъемлемой частью образа жизни.
В Православной церкви число постных дней по церковному календарю в отдельные годы доходит до двухсот. В их числе четыре многодневных поста (Великий, Петров, Успенский, Рождественский) и посты однодневные. В соответствии с церковным уставом во время поста прекращается употребление «скоромных», или мясных, молочных и других продуктов животного происхождения, яиц, но можно есть растительную пищу, включая овощи и фрукты, иногда рыбу. С прекращением поста или в «мясоед» употребление пищи не ограничивается. При этом Церковь напоминает, что больным и людям, занятым тяжелым физическим трудом, беременным и кормящим женщинам позволительно некоторое послабление в строгости поста.
Сроки проведения четырех многодневных постов приурочены к христианским праздникам: Великий пост — к Пасхе; Петров пост — ко дню памяти святых перво-верховных апостолов Христовых Петра и Павла; Успенский пост — ко дню Успения Божией Матери; Рождественский пост — ко дню Рождества Христова. Сведения о них можно легко получить в любом церковном календаре, где даты указаны как по старому стилю — по юлианскому календарю, которому до сих пор следует Русская Православная церковь, так и по новому стилю— по гражданскому, или григорианскому, календарю.
Дни церковных праздников, а следовательно, и дни приуроченных к ним постов, могут исчисляться по-разному. Например, Рождество Христово и Успение Божией Матери празднуются «в числе», то есть всегда в один и тот же день, следовательно, Рождественский пост начинается 15 (28) ноября и кончается 24 декабря (6 января) накануне Рождества Христова, Успенский продолжается с 1 (14) по 14 (27) августа и заканчивается накануне Успения Пресвятой Богородицы.
Но есть и праздники переходящие. Самые известный из них, который отмечается и верующими, и неверующими, — Пасха. Следовательно, и Великий пост каждый год начинается в разные дни. От дня празднования Пасхи зависит и продолжительность Петровского поста, точнее, его начало, ибо конец его всегда приходится на день памяти святых апостолов Петра и Павла — 29 июня (12 июля).
Пост может продолжаться 2, 3, 5, 10, 15, 20 и даже 30 и 40 дней. Из многодневных постов самый продолжительный и строгий — Великий пост, его называют Святой Четыре-десятницей в память о 40 днях, которые Иисус Христос провел в посте и молитве в безжизненной пустыне, явив этим подвигом пример для всех людей. И когда «приступил к Нему искуситель... сказал ему... «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4,3-4). За собственно Четыре-десятницей (шесть недель) следует Страстная седмица — воспоминание страстей Христовых, которые добровольно принял на Себя
Спаситель мира во искупление грехов человеческих. Страстная седмица заканчивается главным и самым светлым христианским праздником — Пасхой, или Христовым Воскресением.
Воскресение из мертвых Иисуса Христа во плоти — прообраз Всеобщего Воскресения из мертвых всех людей также во плоти в день Страшного суда и обетование жизни вечной, уготованной Богом для всех праведников. Тот, кто, исполняя заповеди Христовы, в земной своей жизни «сораспинается» со Христом, ведя духовную брань со своими человеческими страстями и греховными похотениями, затем «совоскреснет» со Христом после телесной своей смерти. Этот же смысл сораспятия и совоскресения со Христом несет в себе Великий пост.
Во все дни Великого поста разрешается только растительная пища, но в день двунадесятого праздника — Благовещения Пресвятой Богородицы и в Вербное Воскресение (Вход Господень в Иерусалим накануне Страстной седмицы), приходящихся на этот пост, разрешается есть рыбу. Накануне Вербного Воскресения — в Лазареву субботу — можно есть рыбную икру.
Некоторые благочестивые христиане во время поста предпочитают ничего не есть до трех часов дня по средам и пятницам. Особенно усердно положено поститься в первую, Крестопоклонную и Страстную седмицу, а в Великую Пятницу — в день всеобщей скорби о Распятом Спасителе — ничего не есть до вечера, до окончания богослужебного чина погребения плащаницы Господа. По субботам и воскресениям (кроме субботы на Страстной седмице) можно употреблять растительное масло и пить виноградное вино.
Под постом подразумевается отказ от определенных видов пищи и уменьшение ее количества, которое достигается как за счет съедаемой порции, так и сокращением числа трапез до двух или одной.
Что касается правил на год, то существуют дни, в которые разрешены следующие виды пищи: дни, когда разрешено есть что угодно, дни, когда исключено мясо, а разрешены яйца, молочная пища, рыба, растительная пища, но запрещены мясо, молочная каша, яйца, разрешены рыба и растительная пища, все мучное, каши, картофель, репа, свекла, чеснок, лук, морковь, капуста, грибы, фрукты и так далее. В другие дни разрешены только растительная пища и растительное масло (обычные среды и пятницы), растительная пища, но без постного масла, сухоедение — постная холодная растительная пища без масла, неподогретое питье, полное воздержание от пищи «до звезды», то есть до вечера (в Рождественский и Крещенский сочельники и в Страстную пятницу), полное воздержание от пищи на сутки.
Хорошо известно: первое, что делают животные при болезни или ранении, — отказываются от пищи. Когда организм выздоравливает, животные вновь начинают есть. Это легко заметить, наблюдая и за домашними животными, хотя они уже испорчены человеком, но инстинкт у них еще силен, чтобы позволить прибегнуть к самому естественному способу очищения. Человек же, чем он более цивилизован, тем меньше знает свою природу. Человек научился «улучшать», «очищать», делать «более вкусной» пищу, почти полностью лишая ее витаминов, минеральных солей и других ценных ингредиентов.
Искусственной пищей он наполняет свой организм в количествах, превышающих его потребности. Организм вынужден напряженно это все переваривать. А как известно, в нашем организме происходят два процесса: усвоение и очищение. При обычном режиме очищение через кишечник, почки, пот происходит лишь частично, потому что основные силы организма идут на усвоению в большой степени искусственной пищи.
Специалисты отмечают, что пост — лучший способ самоочищения, существующий в живой природе, уникальная возможность самоочиститься, так как загрязнение организма — основа всех болезней. Конечно, пост — не панацея от всех болезней. Начиная его, надо обязательно учитывать возраст, общее состояние здоровья. Обычно чем он длиннее, тем лучше результат, но любой пост длительностью больше недели лучше всего проводить в клинике естественного лечения.
Это время можно проводить на одной воде, но можно использовать и фруктовые соки — обычно апельсиновый или овощные соки, который пьют каждые 2- часа. Соки — это не пища, но они служат не только для очищения организма, но и снабжают его ценнейшими минеральными солями. И с самого начала организм начинает самоочищение — на языке появляется налет, заметно понижается в результате отсутствия привычной пищи температура, появляется общее чувство слабости.
Распространено мнение, что с начала поста организм сразу же начинает голодать. Но пост и голодание — вещи совершенно разные. Конечно, пост можно довести до такой стадии, когда начинается голодание, но существует четкая линия, разграничивающая конец поста и начало голодания. До тех пор, пока есть излишки питательных веществ в тканях, которые поглощает организм, он живет за их счет, в то же время удаляя токсины. Голодание же — это поддержание жизни за счет своих собственных жизненных тканей: организм доходит до полного истощения, а затем жизнь становится невозможной. Правильно же проведенный пост длительностью даже в 40 дней голоданием не грозит.
Что же происходит в организме во время поста? Токсины и шлаки, которые годами постепенно накапливались в тканях, теперь, благодаря самоочистительному процессу в организме, включаются в циркуляцию, а затем через органы выделения — кожу, легкие, кишечник, почки — выбрасываются из организма. Отсюда следует, что во время поста почки (а также сердце) подвергаются дополнительному напряжению. Поэтому больным с нарушением работы этих органов следует особенно учесть, что без совета и руководства врача пост проводить не следует.
Во время поста моча становится густой из-за того, что в нее попадают яды или отбросы организма. Во время поста необходимо ежедневно делать клизму из теплой воды. Соблюдать пост во время хронических болезней (ревматизм, диабет, сердечные заболевания) достаточно просто. Пациент может быть все время на ногах, принимать солнечные ванны, гулять, применять другие виды лечения— все это только помогает. Но при серьезных острых заболеваниях (например, лихорадка) пост становится совсем другим: человек должен находиться в постели, а клизмы рекомендуется делать не менее двух раз в день.
Когда пост проводят самостоятельно, некоторые симптомы могут вызвать беспокойство. Может появиться сердцебиение, подняться температура. Это тоже хороший признак, значит, идет правильное очищение организма, в тканях сжигаются отбросы. Обложенный язык — признак не болезни, а того, что организм хорошо справляется с самоочищением.
Большинство полагают, что постящихся преследует постоянное желание поесть. Действительно, в первые дни есть чувство голода, но как только организм приспособится к новым условиям, аппетит исчезнет полностью и не вернется до тех пор, пока не очистится язык. Только тогда аппетит появится.
Если пост прерван на 7-10 дней, то чувство голода еще не возвращается. Но с началом принятия пищи появляется действительно здоровый аппетит. Отсутствие его показывает, что организм действительно не голодает.
Способ прекращения поста зависит от его длительности. Но обычно после него нормальное питание начинают со сладкого фруктового сока или молока. Практически после длительного поста так называемое молоколечение оказывает неоценимую помощь почти при любом заболевании.
После окончания поста очень важно не переедать. К полному рациону можно возвращаться только постепенно. Настоящую пользу пост принесет только в том случае, если, правильно окончив его, человек перейдет к рациональному сбалансированному питанию. Очень скоро все его усилия будут напрасными, если он вернется к прежнему образу жизни.
|