Ярким примером использования мудр может служить катхакали (рассказ в форме спектакля) — признанный во всем мире классический жанр искусства Кералы, соединяющий в себе элементы танца и театрального представления. Его происхождение датируется XVII веком, и он теснейшим образом связан с индуистской мифологией. Катхакали — уникальное сочетание литературы, музыки, живописи, театрального искусства, танца.
Катхакали берет многое от театра, и на танцорах надеты замысловатые маски и костюмы. Это искусство одновременно эмоциональное и повествовательное. Танец в нем перемежается диалогами, что помогает лучше донести содержание мифов и преданий до людей, которые собираются во дворах керальских храмов, где обычно происходят представления. Танцоры, выступающие под аккомпанемент барабанов и певцов, используют свои поразительные костюмы и грим, чтобы вызвать у зрителей различные душевные состояния и чувства.
Катхакали очаровывает. Это представление гармонично сочетает в себе литературу (сахитьям), музыку (санги там), живопись (читрам), театральное искусство (натьям) и танец (нритьям).
Костюмы ярки, красочны, грим делает сам артист, и во время представления каждый из его участников носит свой особый головной убор, сделанный из дерева. Ахарья (грим) имеет много разновидностей.
Танцоры в катхакали не разговаривают, но движения их рук, или мудры, а также выражения их лиц передают смысл происходящего лучше всяких слов. Неистовый барабанный бой и служащая вступлением мелодия под названием «тхираноттам» превращают изысканный танец, который продолжается всю ночь, в удивительную мистерию.
В «Хасталакшанадипике» — «Книге жестов», которая служит руководством артистам катхакали, перечислены 24 основные мудры.
У каждой основной мудры имеются варианты асамюкта (выполняемые одной рукой) и самюкта (выполняемые обеими руками). Мудры и их отдельные элементы дают в общей сложности 470 символов.
Катхакали — это только один пример. Все другие танцевальные формы тоже в изобилии используют безмолвный язык мудр.
Происхождение мудр неясно. Большинство учителей танцев и практиков мудр сходятся на том, что они древние, но по поводу дат между ними существуют разногласия. Возможно, хасты возникли, когда была осознана потребность в стилизации в театральном представлении. Эту стилизацию продумали таким образом, что первоначально возникла единая система, которая охватывала разные части древней Индии. Это сделало данную практику универсальной. Поскольку танцы исполняются без слов, танцовщица передает слова песни с помощью хает и соответствующего выражения лица.
Хасты очень выразительны и несут глубокий смысл. Они — слова танца. Они образуют алфавит, и в результате их перестановок, как было показано, создаются слова, обозначающие понятия, действия, свойства и предметы. Эти хасты суть отдельные слова, из которых надо соответствующим образом составить предложение. Поэтому каждое предложение будет состоять из различных хает, связанных друг с другом.
Мудры определенно имеют индийское происхождение. Отсюда они, возможно, распространились в другие части света. В танцах ЮгоВосточной Азии можно найти несколько элементарных и урезанных хает. В гавайских тоже можно увидеть некоторые символические стандартные движения руками, которые на самом деле не являются хастами. Настоящие хасты есть только в Индии.
|