В практике мудр нет ничего трудного. Особенно легко практиковать маха-мудру. Чтобы выполнить ее, просто сядьте на пол и расположите левую пятку под промежностью, тщательно следя, чтобы не сесть на нее. Выпрямите правую ногу, так чтобы она лежала под прямым углом по отношению к телу. Обеими руками захватите правую стопу. Не просто касайтесь стопы, а твердо держите ее. Сосредоточьтесь на внутреннем, направив внимание к центру между бровей. Вдохните. Затем сделайте джалан-дхарабандху (опустив подбородок и сильно прижав его к груди) и удерживайте дыхание, продолжая визуализировать сушумну. Визуализируйте только психическую трубу, а не отдельные чакры. Поскольку ваша пятка находится под промежностью, в то время как ваше внимание сосредоточено на центре между бровей, вы сразу осознаете, где начинается и где заканчивается сушумна. Удержав дыхание на максимально возможное для вас время, медленно выдохнете. Такова первая часть упражнения. Повторите его, но на этот раз вытяните левую ногу, а правую пятку расположите под промежностью. Это вторая часть полного цикла маха-мудры. Если необходимо, сделайте несколько полных циклов этого упражнения. Это может понадобиться, чтобы ясно визуализировать сушумну.
Закончив маха-мудру, выполните маха-бандху. Положите левую пятку напротив промежности. Правую стопу положите на левое бедро. Вдохните, прижмите подбородок к груди и положите ладони на пол. Как часть махабандхи выполните мулабандху, сжимая мышцы ануса, чтобы закрыть или «связать» его, одновременно сжимая мышцы пищеварительного тракта, как бы стараясь подтянуть его. Пока делаете махабандху, нужно твердо удерживать мулабандху. Созерцайте центр между бровями. И, как и в махамудре, визуализируйте сушумну. Поднимите подбородок и медленно выдохните — как и в предыдущем упражнении.
Под конец, все еще делая махабандху, выполните махаведху. Глубоко вдохните, снова сделайте джалан-дхарабандху и отделите ягодицы от Пола. При этом ваши ладони должны упираться в пол. Затем опустите ягодицы, слегка ударив ими о пол. Маха-мудра, маха-бандха и маха-ведха представляют собой три части одного упражнения и выполняются вместе.
Все три оказывают воздействие на область промежности. Их выполняют для того, чтобы помочь почувствовать, где же начинается сушумна. Центр между бровями — конечный пункт сушумны. Во время сосредоточения нужно позволить уму перемещаться по всей области сушумны, потому что последняя есть не просто верхушка, середина и основание, но одно целое — единая сушумна! Потому эта медитация, как и все прочие, не направлена на одну точку. В медитации читта, или ум не фиксируется на чем-то одном — он находится в движении! В данном случае движение может быть ограничено тем, что объектом медитации выступает только сушумна, но внутри этой сферы сознание может двигаться без ограничений. Все зависит от того, сколь обширную область можно охватить вниманием.
|