Другая мудра, которую йогические тексты рекомендуют для того, чтобы научиться слышать внутренние звуки, — это шамбхави-мудра. Как и йони мудра, это скорее духовная практика, чем физическое упражнение. Йогические тексты говорят, что вы должны сесть в сиддхасану и закрыть уши большими пальцами (как в йони-мудре). Хотя глаза в шамбхави-мудре держатся открытыми, практикующий должен «смотреть без желания что-либо увидеть». Глаза остаются открытыми, но внимание направлено внутрь. Эта практика нацелена на то, чтобы предотвратить обращение сознания вовне и одновременно избежать возникновения объектов изнутри него самого. Когда все внешние впечатления исчезают, возникает внутреннее ощущение огромной радости. Вот почему некоторые йогины, в том числе тибетские, называют эту мудру «источником радости». Поскольку эти мудры предназначены для использования в медитации на чакры, советуется не совмещать их с другими видами медитации. В этом случае есть опасность, что они сделаются неэффективны. Преданному ученику или практику предлагаются бесчисленные очистительные процедуры, пранаямы, асаны, мудры. Все они дают разнообразные возможности для медитации и самоуглубления.
Здесь мы лишь касаемся поверхности этой обширнейшей, глубочайшей темы, прекрасно сознавая, что ее невозможно раскрыть в нескольких словах. Великие учителя тратили на постижение науки мудр всю свою жизнь, и с каждым днем великая сокровищница знания на эту тему пополнялась каким-нибудь новым открытием. Просто представьте себе: бессмысленная на вид комбинация пальцев, короткая молитва, чуточку визуализации — и вы моментально оказываетесь на новом уровне сознания. Чем сильнее человек погружается в какой либо предмет, тем больше сознает, как мало он о нем знает. А чтобы изучить его полностью, потребуется столько времени, сколько понадобилось мирозданию, чтобы проявиться во всем своем блеске.
|